спустя примерно два с половиной года после предыдущего релиза Мастодон продолжили свою мета-концептуальную серию альбомов четвертым полноформатником Crack The Skye (2009), посвященным, как ни странно, "интегрирующему" (пятому) элементу - космическому эфиру, или квинтэссенции (т.е. буквально - "пятой сущности")... осталась ли воздушная субстанция напоследок или "доисторические" бородачи посчитали ее слишком скучной для музыкального полотнища - пока не ясно, но ведь всякая неведомая антинаучная фигня - это так весело, не правда ли?
обложка за авторством бессменного Пола Романо, чьи иллюстрации и раньше отличались живописностью и красочностью, встречает на сей раз окончательно невменяемыми психоделическими образами: посреди какого-то потустороннего измерения пара духов в одеяниях а-ля "фэнтезийная царская Россия", а между ними лениво шатается косолапый мишка... внутри буклета - двуглавый орел с магическими шарами в лапах и черепом сверху, "схема" перемещения астральной энергии внутри человека (превед Тулу), Распутин и еще несколько медведов... даже не обращая внимание на странные форму и цвет одной из рук у аццких опричников с ковера, невольно вспоминаешь фильм Хеллбой визуального безумца Гильермо дель Торо со всем его лавкрафтовско-макабрическим трэшем и угаром... поэтому, собственно, и от альбома с таким концептуальным наполнением и оформлением ждешь чего-то аналогичного...
в действительности же, с первых минут вступительного трека Oblivion слушателя встречает резко прибавивший в мелодичности и профессиональности чистый вокал а-ля старина Оззи под аккомпанемент полегчавших гитар и размеренных, даже спокойных ритмов... язык не повернется назвать музыку упростившейся или, тем более, "опопсевшей" - но это все очень далеко от агрессивных заруб типа Blood And Thunder и The Wolf Is Loose, не говоря уже о материале Ремиссии... во время первого-второго прослушивания этот отчетливо "классический" оттенок почти шокирует и заставляет скалить зубы, но недовольство быстро уходит, когда начинаешь ощущать всю глубину, проработанность, кристальную безупречность музыки, при этом почти не потерявшей в способности доставлять удовольствие... на всем альбоме нет ни единой секунды, потраченной впустую - и при 50 минутах продолжительности он пролетает как будто за полчаса... характерными примерами подобного эффекта являются эпики The Czar и The Last Baron, которые воспринимаются короче своей длительности за счет высочайшего инструментального мастерства мастодонцев и богатой палитры саунда - тут и отголоски блюза и стоунера, и психоделика с фанковыми нотками прямиком из 70-ых, и арт-роковые структуры, и шизофреническая отстраненность раннего хеви-металла все тех же Саббатов... все это присутствовало в той или иной мере у группы и ранее, просто здесь Трой Сандерс и ко свели данные элементы в единую квинтэссенцию...
более короткие песни, хитовая Divinations и заглавная Crack The Skye, возвращают немного брутального рыка и резких, абразивных риффов... впрочем, в последней из указанных орет практически постоянный гость мастодоновских релизов Скотт Келли из Неврозиса и делается это скорее для эмоционального эффекта... одноименный трек альбома - наверно самая драматическая и пронзительная песня группы, в ней неожиданно поднимается личная тема - самоубийство младшей сестры ударника, произошедшее несколько лет назад... выбиваясь из общего повествования о путешествиях сквозь время и пространство посредством черных дыр (откуда вся эта околесица с Распутиным да астралами), песня связывается с остальным мистическим безобразием тем, что автор или герой обращается прямо к Князю Тьмы: мол, "please tell Lucifer, he can't have this one/Her spirit's too strong"... при всем таланте, Мастодон никогда не были душевной, что называется, командой - т.ч. приятно услышать от них что-то в таком духе, проникновенное... а вот некоторые другие новые фишки, типа банджо (!) в вышеупомянутой "открывашке" или в Quintessence, все же немного смущают - не столько использованием кантри-инструмента как такового, сколько его навязчивостью...
но в целом, недостаток этого, несомненно, отличного альбома как раз в предсказуемости... погрузившись после трех по нарастающей все более прогрессивных дисков в откровенный олд-скул, отбросив большую часть модерновых моментов, мужики, конечно, отдали долг музыке, на которой росли сами, а также напросились на комплименты труЪ-митолистов и -проггеров, но зазвучали практически слишком безопасно... это не претензия, т.к. большинство групп вообще не выходит за пределы своей "зоны комфорта" и играет по проверенным и гораздо более очевидным шаблонам, но как и прошлогодний Соулфлай, например, этот релиз слегка отдает некоторой излишней "правильностью", что ли... и тем не менее, слушать его - сплошное удовольствие, пусть и с легким-легким оттенком нафталина - ретро все-таки сейчас в силе в рок-музыке... в пятерку лучших релизов года CTS вполне может метить, а Мастодону можно пожелать в следующий раз побольше огонька, ну или свежего воздуха в легкие - эфирный же альбом получился полностью соответствующим своему элементу: потерявшимся во времени и "вещью в себе", прекрасной и далекой от актуального мира...