итак, первый пошел...
Mastodon - Blood Mountain (2006)

американская группа Мастодон, на мой взгляд, относится к тем, которые слушать намного интересней, чем писать на них рецензии... их музыка, при всей навороченности, обладает неким абсолютно органическим единством составных элементов, поэтому все их работы звучат как монолитные полотна - но нарисованные ярчайшей гаммой... место одной из самых выдающихся групп 2000-ых они за собой уже застолбили, хотя бы потому что Мастодон - это эдакая реконструкция старого-недоброго хэви-металла и прог-рока 70-ых, предварительно прошедших тщательное препарирование и имплантацию всех наработок прошедших десятилетий... казалось бы, ретро-тренд в тяжелой музыке только набирал обороты все 2000-ые, и нечто подобное делали десятки, если не сотни хоть сколько-то известных команд, но там где 99% синтезируют (а то и просто сталкивают) старое и новое, Мастодон обладают уникальной способностью возрождать, возвращать старый дух (и старых духов) к жизни, одновременно придавая ему совершенно иной оттенок...
на момент основания коллектива участники группы уже были не новичками в музыке, они играли в нескольких металл- и кор-командах, из которых самой известной является Today Is The Day... для нового проекта было выбрано направление, которое поначалу можно было обозначить как сладж-металкор с сильными арткоровыми/маткоровыми корнями - мягко говоря, уже не самый тривиальный стиль...


следующим выбор пал на воду и, надо сказать, эта субстанция однозначно прославила Мастодон... второй альбом группы Leviathan, вышедший в 2004 г., раскрыл тему, что называется, целиком и полностью - по крайней мере, музыкально... без утомляющей меланхолии а-ля Isis им удалось раскрыть бездну "океанического" саунда, но более того - подать его доступно и ярко... Левиафан - это не только морское чудовище и метафора всесильной государственной машины из классического произведения известного политического философа 17 в. Томаса Гоббса, изначально, это одно из имен дьявола... ассоциативные цепочки так или иначе приводят и к образу чего-то гигантского, вызывающего архаический ужас подобно огромному монстру, к страху перед тотальной властью ("князь мира сего")... т.ч. звучание этого альбома насквозь пронизано идеей названия - предельно глубокое, почти бездонное, уходящее в бесконечность, мрак морских впадин, довлеющее вплоть до параноидальности... что характерно, на этом альбоме отдельные треки еще меньше (чем на дебютнике) выделялись среди прочих, доводя монолитность до совершенства; за исключением совершенно потрясающих по силе и мощи Blood And Thunder, Seabeast и просто фантастического эпика Hearts Alive, поражающего воображение даже после десятков прослушиваний... при этом инструментальный и композиционный уровень музыкантов был так высок, что ни о какой однотонности - как часто бывает с очень плотными, опирающимися на общий саунд, а не хуки индивидуальных треков дисками - говорить просто невозможно...
что же Мастодон смогли преподнести на своем третьем полноформатном релизе? казалось бы, сделать что-то на уровне ставшего знаковым альбома не просто сложно, а практически невозможно - спад неминуем... да и концептуальный элемент альбома, земля, кажется наиболее банальным, тривиальным и, эмм, приземленным...

открывается альбом, как и его предшественники, самым ударным треком - на этот раз совсем уж отвязной, почти панковой или рок-н-ролльной The Wolf Is Loose... скорость песни справедливо намекает: сладжа как такового не осталось совсем - если на Левиафане он еще был выраженной составной звучания, то здесь он сохранился лишь в несколько "вязкой" настройке гитар... впрочем, дальнейший трек-лист выдержан преимущественно в более размеренном, среднетемповом ключе - что не делает диск скучнее, однако... пример тому - идущая вслед Crystal Skull, которая несет уже отчетливо прогрессивный оттенок... стоит также отметить, что если на первых двух дисках вокал был на 90% харшевым, за исключением нескольких чистых партий на Левиафане, то здесь уже с первых минут на слушателя обрушивается целая лавина разных стилей пения: более и менее жесткий рык, слегка грязноватый вокал, чистый вокал разных тональностей, включая слегка сыроватое подражание самому Оззи Осборну... третий и пятый треки (неторопливая, атмосферная, эмоциональная Sleeping Giant и драйвовая, агрессивная Circle Of Cysquatch) к тому же используют spoken-word и совершенно "глючное" электронное искажение голоса, соответственно... между вышеупомянутыми песнями расположен один из синглов альбома и по совместительству одна из самых техничных и инструментально вычурных композиций - Capillarian Crest... ритмические сбивки и внезапные экстатические соляки буквально взрывают этот трек, и, тем не менее, песня не превращается в хаос... для любителей хаоса, однако, припасена не поддающаяся дешифровке инструменталка Bladecatcher, демонстрирующая тягу Мастодона к странным экспериментам - но даже она почему-то не кажется инородным фрагментом на этом замечательном диске...
вторая половина опуса, впрочем, более спокойная - она открывается насквозь чистовокальной и относительно прямолинейной Colony Of Birchmen, задающей тон оставшейся части песен... это самый известный сингл альбома и его вполне можно представить на радио, которое крутит, скажем, System Of A Down или The Mars Volta... кстати, вокалист последних засветился здесь в предпоследнем треке Siberian Divide, а в сабжевой песне можно услышать голос фронтмена Queens Of A Stone Age... стоит отметить также динамичную Hand Of Stone с превосходным соляком и коротким, но эффектным разгоном в концовке, мелодичную и возвышенную (но with a twist, как говорится - Мастодон же) This Mortal Coil; а завершает альбом, как и Ремиссию или Левиафана, симпатичная и душевная акустическая инструменталка с легким оттенком южного рока...
помимо "элементарного" мета-концепта альбом содержит также и более конкретную историю, как и Левиафан, впрочем... "водный" полноформатник пересказывал фрагменты известного романа о Моби Дике, "земной" менее претенциозен и повествует о восхождении некоего героя на Кровавую Гору с целью добычи артефакта - кристала в форме черепа... возможно, это не так хтонично и ктулхично, как образы, связанные с первыми двумя дисками, но тоже забавно-занимательно... по "дороге" можно встретить различных фантастических существ типа одноглазого снежного человека (cysquatch), способного предвидеть будущее, летающих на рептилиях нимф (Hunters Of The Sky) и спящих великанов... короче, стратегические запасы Туссина+ серьезно пострадали в ходе написания текстов к этому альбому...

впрочем, некоторая нехватка эпичности, отсутствие такого монстра как Hearts Alive сказываются в итоге на характеристике диска... Blood Mountain, несмотря на всю гипертехничность, особенно в части почти джазовых паттернов в ударной секции, не встает на один монумент с Левиафаном... это фанатический, феерический альбом, доставляющий огромное удовольствие при прослушивании, запоминающийся и содержащий больше индивидуально выделяющихся треков, чем его предшественники - т.е. чисто механически он лучше; проблема, если так можно выразиться, в том, что Левиафан стал классикой металла 2000-ых... а чтоб переплюнуть собственный классический альбом, как продемонстрировали SOAD в свое время с Mezmerize/Hypnotize, надо создать убер-классику, нечто вневременное... впрочем, признанию мной третьего диска Мастодона лучшим в 2006 г. это не помешало...

продолжение следует...