полный обзор дискографии...
насколько я знаю, в английском языке слово byzantine иногда используют как метафору чего-то избыточно сложного, витиеватого, запутанного и т.д... считается, что это связано со знаменитой византийской дипломатией и придворным этикетом Империи, которые отличалась особенной изощренностью, были окутаны сетями таких интриг, в которых сам черт копыта поломает... впрочем, можно вспомнить не менее искусные византийские мозаики... как бы то ни было, название в честь этого славного средневекового государства очень подходит звучанию сабжевой группы - оно нетривиально, многолико и очень тщательно сконструировано... причем по первым нескольких прослушиваниям это не так очевидно - но чем подробнее знакомишься с тв-вом команды, тем сильнее затягивает в сети ее замечательного саунда...
за первые четыре года существования "византийцы" выпустили несколько демок/ЕПшек - можно сказать, прорабатывали материал... всего этого я не слышал, да и добыть это в инете, видимо, проблематично, к тому же большая часть песен потом попала на полноформатники... дебютный альбом The Fundamental Component (2004) уже отличается интересными, замысловатыми и навороченными песнями, несмотря на все еще сохраняющуюся сырость... уже в "открывашке" Hatfield можно услышать практически все - от трэшевых заруб до квази-этнического фрагмента... последнее, кстати, характерно почти исключительно для первого альбома группы, далее этот элемент постепенно сошел на нет, видимо, ребята (скорее, суровые мужики ) решили, что это уж слишком... инструментальная часть вообще выше всяких похвал - амальгама гитарного грува и "математических" ритмических рисунков а-ля Мешугга, отменные соляки, иногда "вброс" зверской дэтовой скорости или металкорового брейкдауна или даже чего-то почти ню-металлического... жесткость варьируется от действительно злых треков типа Slipping On Noise до очень мелодичных, душевных типа Kill Chain; или же предлагается сочетание первого и второго в интригующей форме как в The Filth Of Our Underlings... вокал вводит в окончательное замешательство - то это стандартный -коровый рык, то более высокий скрим, то чистый вокал... последний при этом может отдавать чем-то практически эмовым (Stoning Judas) или же имитировать южный стайл а-ля Севендаст (!) как в той самой Kill Chain, а также на этом альбоме засветился фронтмен какой-то локальной софт-рок группы, который представляет свой слегка депрессивный голос в паре треков... через подобный "винегрет", конечно, не просто продраться - и дебют "византийцев" все же порой начинает звучать совсем фрагментарно, ряд композиций невозможно воспринимать иначе как слегка структурированный джем-сейшн, не способствует восприятию и не самое лучшее качество записи...
второй альбом And They Shall Take Up Serpents (2005) был призван исправить эти недостатки, и у него получилось... лишний "жирок" в значительной степени был срезан, песни получились более точными, четкими, и эффект этого оказался колоссальным... такие треки как Justicia или The Rat Eaters ничем не жертвуют в жесткости или комплексности, а Jeremiad фактически претендует на хит группы - красивый мелодичный припев делает свое... увы, группа не добилась практически никакого успеха и с этим альбомом... во многом схожие по музыкальной "философии" Mastodon или Between The Buried And Me получили гораздо более признание, несмотря на то, что у "византийцев" музыка, в действительности, более качевая и менее прогрессивная, больше ориентированная на текстуры и смачный, "вкусный" грув, чем на полеты экспрессии и финты с места на место... но - обратно к альбому: в брутальную Ancestry Of Antichrist здесь врывается грязный саузерн-рок, Temporary Temples с помощью прекрасной меланхоличной интерлюдии перетекает в уродливую Five Faces Of Madness, эффектное использование чистого вокала не позволяет забыть заключительную Salem, Ark... подробно описывать все нюансы и фишки этого альбома бесполезно - их по-прежнему необычайно много, и тем лучше они ощущаются, чем больше тяжелой музыки вы прослушали в жизни... несмотря на то, что на этом диске у команды еще присутствуют проблемы с идентификацией полностью своеобразного саунда, их гибридизаторский дух вызывает восхищение в период, когда металл вновь подвергается опасности само-консервации, причем особенно потому, что они смешивают не только 80-ые с современностью, но опираются в значительной (даже в большей) степени на достижения 90-ых...
почти год назад группа выпустила третий полноформатник Oblivion Beckons (2008)... если его предшественник был отличным альбомом, но ему еще чуток не хватало до уровня потрясающего, уникального, то на этот раз "византийцы" совершили еще один прыжок вперед и выдали просто умопомрачительный диск... им наконец удалось то, к чему они шли 8 лет - сплавить воедино металлические стили последних двух десятилетий... трэш? металкор? мат-металл? альтернатива? просим! и получите еще добавки! вступительная Absolute Horizon великолепно интегрирует мелодэтовую инфлюенцию во все тот же навороченный грув, вынуждая самих шведов подвинуться... Nadir - блестящий хит, мимикрирующий под лучшие, наиболее жесткие моменты Севендаст в "куплетах", и взвинчивающийся ввысь к эпикам Killswitch Engage в припеве... окончательно в нокаут кладет идущий вслед одноименный трек альбома в духе Shadows Fall и старого трэша... The Gift Of Discernment напоминает о "математике" в арсенале группы, чтоб уже ни у кого не осталось сомнений, что команда умеет играть металл в любом стиле - чуть ли не лучше, чем топовые представители оных... даже не так - "византийцы" не играют в том или ином стиле, они играют стилями; но этот альбом отличает, в первую очередь, то, что они играют на сей раз на своем поле - все эти первые четыре песни, как и все последующие, звучат как песни именно Бизантайн, а не любой из упоминавшихся банд... как это получилось - я до сих пор ума не приложу, то ли это волшебство продюсера, то ли какая-то найденная настройка инструментов - но мозаика окончательно сложилась в величественную и уникальную картину... кому мало - в предваряющейся акустическим интро Centurion готова вариация на тему Fear Factory (шикарная!); маниакальная Receiving The End Of Murder окончательно задвигает в угол на перекур "божьих овечек" и покушается на лавры Пантеры... хотите немного блэка? All Hail The End Of Times к вашим услугам, да еще и с въедающимся в мозг вступительным риффом а-ля Children Of Bodom - In Your Face... мало соляков? в Deep End Of Nothing все участники играют по одному - каждый из них когда-либо играл на гитаре в какой-либо группе... хочется убойных брейкдаунов? скоростная финальная A Residual Haunting буквально ломается (в хорошем смысле) ими в концовке, эффект "кувалдой по морде" гарантирован...
казалось бы, вот - с таким альбомом надо из кожи вон лезть, но пробиваться в "высшую лигу", но... не будет ни туров в поддержку этого металлического монстра, ни клипов - через несколько дней после релиза "забвение" действительно "поманило" и группа объявила о распаде... многие тяжелые группы пишут тексты о смерти и забытьи, и Бизантайн на последнем альбоме сделали эти темы главными (в целом их лирика довольно абстрактна или посвящена проблемам религии в обществе, с критической стороны) - и сие было неслучайно... выпустив один из самых лучших альбомов 2008 г. они ушли - оставив небольшую, но крайне насыщенную дискографию... кто знает, может лет через 10-15 их "откроют" как "культовую группу" 2000-ых, которую мало кто хорошо знал, но которая сумела создать свой индивидуальный почерк из десятков чужих... и все же, очень обидно, что они решили остановиться буквально в шаге от абсолютного шедевра, к которому, судя по всему, дело и шло... Византийская империя, впрочем, тоже так и не смогла достичь могущества своего предшественника - Рима, и рухнула далеко не на пике величия - эти "византийцы" предпочли историю не повторять и ушли в зените креативных сил...